Логопедия

Киреева
Светлана Андреевна

Логопед
Задать вопрос
Статьи
Записаться к врачу

Детский логопед – это специалист, который корректирует нарушения речи, вызванные как физическими, так и психоэмоциональными отклонениями у ребенка.

Логопедия — раздел науки, занимающийся нарушениями речи, способами их предупреждения, выявления и устранения. Логопед изучает причины, механизмы, симптомы, течение и структуру нарушений речевой деятельности, а также систему коррекционного воздействия.

Наиболее продуктивным периодом развития речи является возраст до 5 лет. К логопеду можно обратиться в любой момент для консультации. Специалист оценит речевое развитие ребенка, даст персональные рекомендации. Начиная с 3 лет необходимо посещать логопеда один раз в год для планового осмотра. Ведь только специалист сможет оценить, насколько сформирован словарный запас ребенка, лексико-грамматический строй речи, звукопроизношение, интонационная сторона речи, фонематическое восприятие.

В возрасте до 3 лет к детскому логопеду нужно обратиться обязательно, если:

  • В 1 год – 1, 3 ребенок не говорит простые слова (в норме 10 слов) – мама, папа, баба, дай, дом, да;
  • Ребенок молчит, или говорит отдельными звуками (кошка- «ки», мама – «а»);
  • Ребенку поставлен диагноз, при котором нарушен тонус артикуляционных или других скелетных мышц;
  • Ребенку поставлен диагноз задержка речевого развития; - У ребенка в анамнезе родовые травмы, перинатальная энцефалопатия и другие неврологические диагнозы;
  • Детский хирург или стоматолог диагностировал короткую подъязычную уздечку;
  • У малыша проблемы со слухом или зрением.

 

Нарушения речи у детей

Нарушение речи у детей возможно диагностировать в самом маленьком возрасте. На наличие проблемы указываю различные признаки, характерные возрасту малыша:

  • ребенок не выражает криком свои желания или недовольства к конце 1 месяца жизни;
  • не улыбается, когда Вы с ним говорите;
  • не произносит определенные звуки и слоги;
  • по достижению полугода, ребенок не стремиться обратить на себя внимание, издавая определенные звуки;
  • к концу 9 месяца не появляются слова, состоящие из одинаковых слогов («ма-ма», «па-па», «ба-ба» и т. д.);
  • ребенок, к концу первого года жизни, не произносит осмысленно ни одного слова, не прислушивается, когда звучит музыка, не выполняет простых требований;
  • к полутора годам, ребенок не употребляет осмысленно слова «мама», «папа»;
  • ребенок не может показать части тела, на которые показывают взрослые, не произносит осмысленных слов, не понимает значения слов «большой-маленький» (в возрасте от 1,5 лет).

Если Вы заметили у своего ребенка подобные трудности, то, возможно, у него нарушение речи. Для того чтобы узнать причину их появления и установить точный диагноз, необходимо проконсультироваться у таких специалистов:

  • отоларинголога (проверит слух ребенка);
  • невропатолога (определить, есть ли у малыша органическое поражение ЦНС, в т.ч. речевых центров коры головного мозга);
  • детского дефектолога, клинического психолога или нейропсихолога, врача- психиатра (для определения состояния невербального интеллекта);
  • логопеда (для окончательного диагностирования).

Причины речевых нарушений

Практически все родители, обнаружившие у ребенка те или иные нарушения речи, задумываются над причиной возникновения такой проблемы. Особенно актуальным этот вопрос становится для семей, в которых не было подобных проблем ни у кого из близких родственников.

Нарушения речи чаще всего возникают под влиянием различных неблагоприятных факторов, которые оказывают воздействие изнутри или извне, при этом, они нередко сочетаются друг с другом.

Причины, которые способны воздействовать на возникновение тех или иных речевых патологий, принято делить на две группы: органические и функциональные. Группа органических причин приводит к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате. Функциональные же причины нарушают нормальную работу речевого аппарата. Давайте подробнее рассмотрим обе группы.
К органическим причинам относят:

  1. Внутриутробные патологии, приводящие к нарушению развития плода.
  2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.
  3. Вредности родового периода.
  4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Группа функциональных нарушений включает в себя:

  1. Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни ребенка.
  2. Соматическая ослабленность.
  3. Психологические травмы.
  4. Подражание речи окружающих людей.

Необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Виды речевых нарушений

На сегодняшний день принято выделять две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую.

Следует отметить, что данные классификации ни коем образом не исключают одна другую, а только помогают более глубоко понять причину отклонения и попытаться ее максимально устранить, либо уберечь от вторичных отклонений в результате основного дефекта.

Для начала рассмотрим первую классификацию — клинико-педагогическую. При нарушениях устной речи возможны расстройства речи во время непосредственного произношения высказывания и системные отклонения (структурно-семантическое оформление).

В результате нарушений фонационного оформления во время произношения высказываний наблюдаются следующие речевые особенности у ребенка:

  • голосообразования;
  • звукопроизношения;
  • темпоритмики;
  • интонирования.

Ребенок правильно понимает речь, но испытывает трудности в правильном воспроизведении в следствии дефекта. На фоне этого выделяют такие заболевания:

  1. Дисфония - своеобразное нарушение голоса, возникающее в следствии дезорганизации работы голосового аппарата. Проявление данного дефекта — гнусавость, охриплость голоса.
  2. Брадилалия - замедление речи вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки, вызванное биологическими или психологическими факторами.
  3. Тахилалия - патологически быстрый темп речи. Данное нарушение сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя.
  4. Заикание – нарушения темпа и ритма речи. Такой речевой дефект - следствие судорог мышц речевого аппарата.
  5. Дислалия – нарушения, связанные с восприятием и произношением звуков речи, при условии нормального слуха у ребенка и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
  6. Ринолалия - дефект звукопроизношения, вид органической дислалии, образующийся в результате излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости.
  7. Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения обеспеченности речевого аппарата нервными клетками. Возникновение данного дефекта - результат поражения нервной системы ребенка.

Наиболее тяжелые нарушения речи – это структурно-семантические патологии, которые развиваются из-за поражений коры головного мозга. Результатом этого может стать частичная или полная утрата как возможности воспроизводить высказывания, так и понимать их. К структурно-семантическим нарушениям относят следующие диагнозы:

  1. Алалия – отсутствие речи (или ее недоразвитие). Данный дефект, чаще всего вызван органическим поражением коры головного мозга в области речевых зон (в период внутриутробного развития ребенка или в раннем возрасте).
  2. Афазия — полная или частичная утрата речи, связанная с локальным поражением головного мозга. Как правило, данный диагноз ставится после 3 лет.

Теперь перейдем к психолого-педагогической классификации, цель которой — определять степень возможного влияния на исправления нарушений речи ребенка во время занятий с логопедом.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) речи - нарушение процесса произношения, связанное с дефектами восприятия и произношения определенных фонем. Это касается только коммуникаций на родном для ребенка языке.
Задержка речевого развития (ЗРР) - понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза.
Общее недоразвитие речи (ОНР) наблюдается у детей, у которых нарушены все компоненты речевой системы (фонетика, лексика, грамматика). Для малыша характерны такие особенности:

  • более позднее развитие речи;
  • бедный словарный запас;
  • дефекты как произношения, так и фонемообразования.

Детский логопед-дефектолог

Лечение нарушения речи у детей должно производиться специалистами в области логопедии. От этого напрямую зависит успех устранения тех или иных речевых дефектов. Репетитор-логопед для ребенка — это специалист, который поможет малышу научиться говорить правильно, грамматически точно оформлять свою речь.
В Первом детском медицинском центре работает логопед (Саратов) с колоссальным стажем работы. Мы оказываем помощь детям с задержкой речевого и психомоторного развития, начиная с самого раннего возраста.
Направления работы Центра (по логопедии):

  • коррекция любых видов нарушений устной речи;
  • раннее развитие речи детей с нарушениями слуха, интеллектуального развития;
  • консультирование родителей по вопросам правильной организации занятий с ребенком.

Основными принципами работы Первого детского медицинского центра являются:

  1. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку — наши специалисты разрабатывают индивидуальную программу для каждого пациента, основываясь на анализах результатов медико-педагогической диагностики развития.
  2. «Необучаемых детей нет!» - в Центре оказывают помощь детям с различными типами нарушений, в том числе нарушений слуха, зрения, задержкой коммуникационного (аутизм) и психического развития.
  3. «Позитивная» диагностика - выявление положительного потенциала малыша, а для детей с нарушениями развития - выявление сохранных сторон ребенка, которые можно использовать для его успешного обучения.
  4. Пропаганда ранней помощи детям с нарушениями развития - работа с ребенком должна начинаться с момента выявления нарушения.

Если у Вашего ребенка наблюдается хотя бы одно речевое отклонение, то Вам обязательно необходимо записаться на прием к логопеду. На приеме специалист производит диагностику и коррекцию звукопроизношения, занимается развитием связной речи и фонематического слуха, а также проводит различные медико-логопедические занятия и специальный массаж.

Цена на услуги логопеда в Саратове варьируется от 650 рублей. Более подробную информацию Вы можете получить в разделе «Прайс-лист».

Если у Вас остались вопросы, будем рады ответить на них! Звоните, мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях: