Нарушение голоса

Киреева Светлана Андреевна
Логопед
Задать вопрос
Записаться к врачу

Нарушение голоса — группа речевых расстройств, проявляющаяся в полном или частичном отсутствии фонации, вызванная патологическим состоянием органов голосообразования. Данная речевая патология чаще всего встречается следующих групп лиц:

  • люди, профессия которых предполагает большую речевую нагрузку;
  • подростки в пубертатном периоде;
  • взрослые и дети с наличием различных речевых нарушений (ринолалия, алалия, афазия и пр.).

Данная речевая патология относится к медико-социальным проблемам, поэтому диагностика и коррекционная работа при нарушении голоса предполагает участие отоларинголога, невролога, психолога и логопеда.

По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

1. Функциональные нарушения голоса. В данном случае речь идет об изменении функций голосового аппарата, при отсутствии каких-либо органических нарушений. Такого рода голосовые расстройства, в свою очередь, разделяются на:

  • центральные (имеющие психогенное происхождение и являющиеся преимущественно результатом психотравмы);
  • периферические (связаны с перенапряжением голосовых связок).

2. Органические нарушения голоса, которые также делятся на:

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

В общих чертах, проблемы голоса обычно описывают как нарушение тембра или высоты голоса, проблемы с громкостью и резонансом.

Нарушение голоса у детей

Развитие и изменение голоса у детей тесным образом связано с изменениями и ростом всего организма, а также с развитием артикуляционного и дыхательного аппарата. Можно сказать, что развитие голоса неотделимо от развития речи в целом, поэтому специалисты рассматривают, в первую очередь, именно речевые нарушения голоса. Вне речи возможны лишь элементарные проявления голоса: крик, кашель, смех.

Рассмотрим возможные причины возникновения голосовых нарушений. Центральные органические нарушения голоса могут быть вызваны параличами и парезами голосовых связок. Нередко нарушения подобного рода можно встретить у детей с ДЦП.

Периферические органические нарушения могут быть вызваны различного рода воспалениями, а также такими заболеваниями как:

  • хронический ларингит;
  • ожог (травма) гортани;
  • периферические парезы и параличи;
  • «певческие узелки»;
  • опухоль гортани;
  • послеоперационные рубцы и стенозы гортани.

Отличительной чертой функциональных голосовых нарушений является некорректная работа голосового аппарата на фоне отсутствия каких-либо органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса вызваны, как правило, какой-либо психотравмой, поэтому специалисты выделяют так называемую «психогенную афонию».

Функциональные периферические нарушения голоса, как правило, обусловлены повышенными голосовыми нагрузками. Кроме того, нередко подобного рода нарушения возникают в следствии респираторных заболеваний, при условии, что ребенок не соблюдал голосовой режим.

Нарушение звукопроизношения и тембра голоса

Для оценки детского голоса используется терминология и педагогической, и медицинской классификаций, однако они не охватывают всю специфику нарушений детского голоса. Выделяют афонии - полное отсутствие голоса или дисфонии - изменения тембра голоса за счет добавочных призвуков. Данная классификация не учитывает специфики нарушений голоса у детей и не отражает всех аспектов голосовых проблем.

Согласно медико-педагогической классификации все нарушения голоса сгруппированы по акустическому принципу на изменения:

1. резонанса (гипо- и гиперназальность);

2. высоты основного тона;

3. силы голоса;

4. тембра голоса (осиплость или охриплость), которые в свою очередь разделить по:

  • длительности (кратковременные, стойкие);
  • степени выраженности (афонии, дисфонии);
  • характеру нарушения (физиологические и патологические, последние - функциональные и органические).

Важным фактором у детей является и возрастной критерий нормы. Нельзя не учитывать фактора формирования и развития голоса ребенка.

Коррекция нарушения голоса

Первый шаг при нарушении голоса — обследование. Установить причины речевой патологии помогут такие специалисты, как: отоларинголог, фониатр, невролог. Далее логопед исследует основные характеристики голоса.

В логопедическое обследование входит:

  • оценка анамнеза;
  • исследование особенностей голоса ребенка;
  • анализ характера голосообразования;
  • анализ темпо-ритмических и интонационных характеристик речи;
  • оценку физиологического и фонационного дыхания;
  • определение времени максимальной фонации.

Методика коррекции нарушений голоса зависит от причин появления дефектов, а также характера речевого расстройства. При функциональных нарушениях голоса в целях коррекции применяют массаж передней поверхности шеи, лечебную физкультуру, физиотерапию, а также даются рекомендации по соблюдению голосового режима.

При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия. В некоторых случаях (по показаниям) назначается хирургическое лечение ЛОР-патологии.

Работу с логопедом рекомендуется начинать как можно раньше, это поможет добиться лучших результатов, предупредить фиксацию речевых дефектов, а также не позволит развиться невротическим реакциям.

 

Основные направления работы по коррекции речевых нарушений:

  • психотерапия;
  • коррекция дыхания;
  • логопедические занятия.

Работа с логопедом включают в себя:

  • дыхательную и артикуляционную гимнастику;
  • фонопедические упражнения;
  • логопедический массаж;
  • занятия, направленные на автоматизацию достигнутых навыков.

Положительная динамика по коррекции нарушений голоса заметна уже спустя 2-4 месяца занятий с логопедом. Обращаем Ваше внимание на то, что для успешного закрепления достигнутых результатов необходимо соблюдать все рекомендации логопеда и заниматься с ребенком дома. 

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь!Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях: