Задержка речевого развития

Киреева Светлана Андреевна
Логопед
Задать вопрос
Записаться к врачу

Задержка речевого развития (ЗРР) – речевая патология, выражающаяся в более медленных темпах освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого развития.

Задержка речевого развития может касаться как нарушений экспрессивной речи (ребенок испытывает трудности в произношении отдельных звуков, фраз или некоторых слов), так и патологий рецептивной речи (ребенок, не имея нарушений физического слуха, с трудом воспринимает и понимает речь других людей на слух). Очень важно, чтобы при обнаружении первых симптомов ЗРР, родители не игнорировали проблему, а обратились за помощью к специалисту.

Задержка речевого и психического развития может начать проявляться уже в перввые месяцы жизни ребенка, однако, диагностировать ЗРР можно только в возрасте от 2-х лет. Выделяют следующие симптомы ЗРР у детей (2-лет):

  • при общении ребенок использует всего несколько слов (при номе от 50 до 100 слов для этого возраста);
  • ребенок не проявляет интерес к новым словам и не повторяет их;
  • ребенок испытывает трудности при составлении коротких фраз из 2 слов;
  • ребенку тяжело дается восприятие речи взрослых, он не понимает и не выполняет просьбы родителей;
  • ребенок не знает как называются части его тела, а также не знает название окружающих предметов;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов. 

Задержка речевого развития (3-6 лет) имеет место быть, если:

  • речь ребенка невнятная и непонятная даже для родителей;
  • темп речи ребенка ускорен, при разговоре он «проглатывает» окончания слов;
  • темп речи ребенка замедлен, при разговоре малыш растягивает слова;
  • ребенок испытывает трудности в построении простых предложений из 3 слов;
  • ребенку тяжело понимать и воспринимать простые рассказы, касающиеся недавних событий или чего-то, что будет в будущем;
  • речь ребенка содержит ошибки: используются неправильные падежи, род, число.

Специалисты в области логопедии выделяют и более тревожные симптомы, при которых ребенок в возрасте от 3 лет, строит свою речь в основном фразами из мультфильмов, сказок, или зеркально повторяет речь родителей, при этом практически не строит собственные предложения. Такие симптомы говорят о возможной задержки психоречевого развития у детей.

Поставили диагноз ЗРР. Что делать?

Задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. Задержка речевого развития у детей — это не самостоятельное заболевание, а следствие определенных отклонений в организме (нарушения функций нервной системы, генетические отклонения или психические расстройства).

Первое, что должны знать родители — провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога (ЭКГ, ЭХО-ЭГ), психоневролога, логопеда, сурдолога, отоларинголога, дефектолога и психолога.

Рассмотрим возможные причины возникновения нарушений нормального становления речи у детей:

  • тяжелые роды;
  • родовые травмы;
  • неправильное развитие мускулатуры лица и рта;
  • проблемы с физическим слухом;
  • болезни, перенесенные в раннем детстве;
  • наличие черепно-мозговых травм;
  • опухоли головного мозга;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, СДВГ;
  • генетическая предрасположенность к подобным патологиям;
  • наличие психических расстройств у родителей;
  • наличие физических или психологических травм.

Кроме того, к развитию подобных речевых отклонений могут привести такие факторы, как конфликтные или безразличные отношения родственников в семье, а также невостребованность речи (депривация), когда с ребенком мало разговаривают или речь говорящего эмоционально и мимически невыразительна.

Лечение задержки речевого развития

Коррекция задержки речевого развития у детей носит комплексный характер. Специалисты Первого детского медицинского центра подберут наиболее оптимальную программу лечения.

Коррекция ЗРР включает в себя:

  • индивидуальные логопедические занятия с ребенком;
  • логоритмику;
  • занятия, направленные на развитие сенсорных, кинестетических и речевых навыков. 

В случае необходимости, врач-невролог может назначить медикаментозную терапию, физиотерапевтические процедуры, массаж. Коррекционная работа над задержкой речевого развития может включать в себя семейно-родительские консультации, способствующие выявлению каких-либо важных факторов, оказывающих влияние на ребенка.

Программы лечения детей с задержкой речевого развития в Первом детском медицинском центре предполагают не только классический логопедический подход, но и применение современных творческих и двигательных методик.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях: