total time: 0,1242 s
query time: 0,0154 s
queries: 71

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. При дислалии может наблюдаться нарушение иои затруднение в произношении любых фонем родного для ребенка языка.

Для дислалии характерна замена, смешение, искажение или отсутствие звуков в устной речи ребенка. Диагностика дислалии предполагает логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, а также диагностику состояния текущего звукопроизношения и фонематического слуха. В некоторых случаях необходима консультация узкопрофильных специалистов (стоматолога, невролога, отоларинголога).

Причинами данного речевого нарушения могут послужить органические, наследственные, врожденные или приобретенные факторы. 

Виды дислалии

Дислалия, как форма речевой патологии у детей, имеет различные виды и формы. Классификация зависит от причин из-за которых появляется нарушение звукопроизношения. Специалисты выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную.

Механическая (органическая) дислалия — форма речевой патологии, вызванная наличием дефектов строения артикуляционного аппарата.

Причины функциональной дислалии, в отличии от механической, связаны либо с социальными факторами, либо с обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

Функциональная дислалия имеет следующие разновидности:

  • моторная дислалия: для данной патологи характерны неточные и недифференцированные движения языка и губ, из-за чего происходит возникновение фонетических дефектов (искажение звуков);
  • сенсорная дислалия: при данном нарушении затрудняется слуховая дифференциация акустически схожих звуков (твердых/мягких, глухих/звонких и пр.) из-за чего ребенок смешивает и заменяет звуки в устной речи.

Кроме того, имеют место случаи, когда специалисты выделяют наличие сенсорной и моторной речевой недостаточности, такой вид нарушения получил название «сенсомоторная дислалия».

Несформированность тех или иных признаков звуков и характер речевого дефекта позволяют выделить следующие виды дислалии:

1. Фонематическая дислалия — причиной данного вида дислалии является несформированность операций отбора звуков по их артикуляторным признакам. При такой форме дислалии артикуляторная база может быть сформирована, либо не полностью сформирована. В первом случае, ребенок просто неправильно подбирает звуки; второй вариант предполагает, что при отсутствии нужного звука, ребенок заменяет его более простой фонемой.

2. Фонетическая дислалия — возникновение такой формы дислалии связано с формированием неправильных артикуляторных позиций. Подобное речевое нарушение проявляется в том, что ребенок произносит звук, который не существует в фонетической системе языка.

С учетом количества нарушенных звуков могут быть выделены следующие виды нарушений:

  • простая дислалия (мономорфная дислалия) — характеризуется неправильным произношением одного звука или нескольких звуков из одной группы;
  • сложная дислалия (или же «стертая» дислалия, или полиморфная дислалия) — характеризуется неправильным произношением нескольких звуков из разных групп.

Также специалисты выделяют физиологическую дислалию (или возрастную), для которой характерно нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. Такое речевое нарушение проходит самостоятельно после 5 лет.

Причины дислалии

Возникновение нарушения речи у ребенка может быть обусловлено рядом причин. Соматические причины возникновения включают в себя физическую и неврологическую ослабленность (обусловленную длительными хроническими заболеваниями).

Механическая дислалия, как правило, возникает из-за органических или врожденных дефектов артикуляционного аппарата (язык, губы, зубы, челюсти).

Социальные причины (при функциональной дислалии) возникновения речевого нарушения следующие:

  • билингвизм (двуязычие в семье — в данном случае ребенок вставляет элементы одного языка в другой);
  • ребенок подражает неправильной речи взрослых (использует диалекты, торопится);
  • взрослые, при общении с ребенком, подражают детскому лепету («сюсюкают»);
  • педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения). 

Кроме того, на формирование речевой патологии могут оказывать такие факторы, как:

  • выбор неправильной артикуляции;
  • недоразвитие фонематического слуха (при это физический слух может быть сохранен).

Обследование дислалии

Диагностика речи при дислалии у детей начинается со сбора следующих данных:

  • особенности течения беременности и родов у матери;
  • перечень перенесенных ребенком заболеваний;
  • имеет ли место быть раннее психомоторное и речевое развитие;
  • состояние слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата ребенка.

После сбора необходимых сведений, логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата (визуальный осмотр и оценка выполнения серии упражнений по подражанию).

Диагностика устной речи в Первом детском медицинском центре включает в себя обследование состояния звукопроизношения и выявление неправильно произносимых звуков. Логопедическое обследование при данной речевой патологии позволяет выявить характер нарушения в различных позициях, словах, фразах, текстах.

Коррекция и устранение дислалии

Методы устранения дислалии зависят от формы и вида нарушения и включают в себя:

  • работу, направленную на устранение анатомических дефектов (при механической дислалии);
  • артикуляционную гимнастику;
  • логопедический массаж;
  • индивидуальные занятия с логопедом.

Специалисты Первого детского медицинского центра определяют методику лечения индивидуально для каждого маленького пациента. Все занятия с логопедом направлены на развитие речевой моторики малыша, а также на развитие фонематических процессов.

Обращаем Ваше внимание, что логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться на регулярной основе. Кроме того, для достижения положительного результата, важно выполнять задания логопеда дома и заниматься артикуляционной гимнастикой.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях: