Неврологическое обследование новорожденных

В современной медицине существует целое направление, посвященное детской неврологии. Это связано с тем, что детская неврология существенно отличается от взрослой. Нервная система ребёнка ещё не сформирована, в отличие от взрослого человека.

Детская неврология считается одной из самых сложных специальностей в медицине. Для постановки правильного диагноза и лечения очень важно наличие высокоточного диагностического оборудования и грамотного специалиста, постоянно повышающего квалификацию и следящего за современными методами диагностики и лечения.

В Первом детском медицинском центре принимают детские неврологи с опытом работы с детьми разных возрастов, в том числе с новорожденными. Детский невролог поможет определить, правильно ли протекает развитие малыша и сможет сказать существует ли риск задержки психомоторного развития.

Особенности исследования неврологического статуса у детей раннего возраста

Для полной интерпретации результатов осмотра детей раннего возраста проводится комплексная оценка неврологических и поведенческих симптомов.

Учитывая этапы развития нервной системы в анте- и постнатальном периодах, следует учесть возможность манифестации того или иного навыка или симптома в зависимости от постконцептуального возраста. Немаловажное значение приобретает принцип динамических осмотров (в течение суток, дней,

месяцев). При оценке результатов осмотра наибольшее значение имеют те симптомы, которые обнаруживаются на 3-й день жизни и стойко сохраняются в дальнейшем.

Как проходит осмотр?

При исследовании неврологического статуса новорожденных детей соблюдаются определенные стандартизированные условия:

  • Осмотр проводится при температуре 22–24 °C (для недоношенных 25–26 °C).
  • Осмотр проводится не ранее, чем через 30–60 минут после кормления.
  • Обследование проводится на полужестком пеленальном столе. Необходимо, чтобы голова ребенка находилась в сагиттальной плоскости для исключения влияния асимметричного шейно-тонического рефлекса.
  • Учитывая лабильность и истощаемость нервной системы новорожденных, осмотр проходит непродолжительное время. Исследование можно сокращать по времени за счет соединения в одном приеме (маневре) проверки нескольких рефлексов (Моро и верхнего хватательного; опоры и шагового), а также при одновременной оценке нескольких сфер (черепно-мозговая иннервация и безусловно-рефлекторная деятельность).
  • Прежде чем приступать к осмотру, детский невролог определяет состояние, в котором находится новорожденный.

Что проверяют на неврологическом осмотре?

Неврологический осмотр новорожденного включает в себя оценку:

  • поведенческого состояния;
  • коммуникабельности;
  • мышечного тонуса;
  • спонтанной двигательной активности;
  • безусловных рефлексов;
  • исследование функций черепных нервов, сухожильных рефлексов;
  • выявление возможного источника болевых ощущений;
  • исследование координации движений;
  • анализ функции чувствительных анализаторов;
  • исследование вегетативной нервной системы.

Как понять что у ребенка неврологические проблемы?

Симптомы неврологических нарушений у детей и новорожденных:

  • повышенная возбудимость с тремором конечностей и подбородка;
  • частые и обильные срыгивания;
  • двигательные расстройства;
  • нарушения сна;
  • повышение мышечного тонуса;
  • дисфункция регуляции внутричерепного давления.

Кроме того, могут наблюдаться симптомы перинатальной вегетативной дисфункции:

  • эпизодические судороги;
  • мраморность кожи;
  • постоянно влажные, холодные конечности;
  • метеолабильность (то есть повышенная чувствительность к смене климата).

Каждому родителю необходимо знать, что при появлении даже одного такого «тревожного звоночка» следует немедленно нести малыша на прием к детскому неврологу. Невнимательное отношение к патологическим процессам, затрагивающим ЦНС (центральную нервную систему), чревато появлением различных серьезных нарушений:

  • гиперактивности;
  • психоэмоциональной неустойчивости;
  • развитию «дефицита внимания»;
  • задержке психического, психомоторного и речевого развития;
  • нарушению речи, внимания, памяти.

Ребенка с патологией ЦНС следует целенаправленно организовывать и развивать, пока нарушения полностью не исчезнут.

Основные показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

К 1-му месяцу:

  • первая улыбка в ответ на разговор взрослого;
  • пытается поднимать и удерживать голову, лежа на животе.

Ко 2-му месяцу:

  • рассматривает висящие над ним игрушки, следит за движущейся
  • перед глазами игрушкой;
  • быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.

К 3-му месяцу:

  • появляется «комплекс оживления» — улыбка, оживленные движения рук и ног, звуки в ответ на разговор взрослого;
  • лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и хорошо удерживает голову;
  • хорошо удерживает голову в вертикальном положении;
  • поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.

К 4-му месяцу:

  • поворачивает голову к источнику звука;
  • во время бодрствования часто проявляется «комплекс оживления», громко смеется, когда с ним заигрывают;
  • рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки.

К 5-му месяцу:

  • отличает близких от чужих людей;
  • подолгу певуче гулит;
  • берет игрушку, которую держат у него над грудью, удерживает ее;
  • долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони
  • выпрямленных рук;
  • ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

К 6-му месяцу:

  • начинает произносить отдельные слоги;
  • свободно берет погремушку из разных положений;
  • переворачивается с живота на спину;
  • начинает ползать;
  • хорошо ест с ложки.

К 7-му месяцу:

  • повторно произносит одни и те же слоги;
  • на вопрос: «Где?» («часы», «огонек» и др.) ищет и находит взором
  • предмет;
  • хорошо и много ползает.

К 8-му месяцу:

  • по просьбе взрослого выполняет разученные движения, например,
  • «Дай ручку», «До свидания», «Ладушки»;
  • игрушками может заниматься долго;
  • садится и ложится из сидячего положения;
  • придерживаясь руками, сам встает, стоит и опускается, переступает;
  • пьет из чашки, которую держит взрослый.

К 9-му месяцу:

  • на вопрос «Где?» отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их месторасположения;
  • знает свое имя — оборачивается на зов;
  • с предметами действует по-разному в зависимости от их свойств —
  • катит шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку;
  • переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за
  • них руками;
  • хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.

К 10-му месяцу:

  • повторяет за взрослым разнообразные звуки и слоги;
  • по просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку («Дай мяч», «Дай лялю»);
  • проделывает разученные действия с предметами (вынимает, вкладывает, открывает, закрывает и др.).

К 11-му месяцу:

  • употребляет первые слова-обозначения («Ав-ав», «кис-кис», «Дай»
  • и др.);
  • овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один
  • кубик на другой, снимает со стержня и надевает на него свободно снимающиеся кольца;
  • стоит самостоятельно.

К 12-му месяцу:

  • легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов;
  • самостоятельно ходит;
  • самостоятельно пьет из чашки.

Детский невролог в Саратове

Пройти неврологическое обследование новорожденных в Саратове можно в Первом детском медицинском центре.

В нашем Центре по рекомендации детского невролога проводится целый комплекс нейрофизиологических исследований:

  • нейросонография (НСГ, УЗИ головного мозга),
  • ЭХО-энцефалография (Эхо-ЭГ)
  • реоэнцефалография (РЭГ)
  • электроэнцефалография (ЭЭГ)
  • дуплексное сканирование сосудов головы и шеи (УЗДГ)

По результатам обследования вам будет предложена программа медикаментозного и реабилитационного лечения.

Прием детского невролога осуществляется по предварительной записи по телефону (8452) 244-000.

Записаться к неврологу
Первый детский медицинский центр
Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях:

^Наверх