В современной медицине существует целое направление, посвященное детской неврологии. Это связано с тем, что детская неврология существенно отличается от взрослой. Нервная система ребёнка ещё не сформирована, в отличие от взрослого человека.
Детская неврология считается одной из самых сложных специальностей в медицине. Для постановки правильного диагноза и лечения очень важно наличие высокоточного диагностического оборудования и грамотного специалиста, постоянно повышающего квалификацию и следящего за современными методами диагностики и лечения.
В Первом детском медицинском центре принимают детские неврологи с опытом работы с детьми разных возрастов, в том числе с новорожденными. Детский невролог поможет определить, правильно ли протекает развитие малыша и сможет сказать существует ли риск задержки психомоторного развития.
Особенности исследования неврологического статуса у детей раннего возраста
Для полной интерпретации результатов осмотра детей раннего возраста проводится комплексная оценка неврологических и поведенческих симптомов.
Учитывая этапы развития нервной системы в анте- и постнатальном периодах, следует учесть возможность манифестации того или иного навыка или симптома в зависимости от постконцептуального возраста. Немаловажное значение приобретает принцип динамических осмотров (в течение суток, дней,
месяцев). При оценке результатов осмотра наибольшее значение имеют те симптомы, которые обнаруживаются на 3-й день жизни и стойко сохраняются в дальнейшем.
Как проходит осмотр?
При исследовании неврологического статуса новорожденных детей соблюдаются определенные стандартизированные условия:
- Осмотр проводится при температуре 22–24 °C (для недоношенных 25–26 °C).
- Осмотр проводится не ранее, чем через 30–60 минут после кормления.
- Обследование проводится на полужестком пеленальном столе. Необходимо, чтобы голова ребенка находилась в сагиттальной плоскости для исключения влияния асимметричного шейно-тонического рефлекса.
- Учитывая лабильность и истощаемость нервной системы новорожденных, осмотр проходит непродолжительное время. Исследование можно сокращать по времени за счет соединения в одном приеме (маневре) проверки нескольких рефлексов (Моро и верхнего хватательного; опоры и шагового), а также при одновременной оценке нескольких сфер (черепно-мозговая иннервация и безусловно-рефлекторная деятельность).
- Прежде чем приступать к осмотру, детский невролог определяет состояние, в котором находится новорожденный.
Что проверяют на неврологическом осмотре?
Неврологический осмотр новорожденного включает в себя оценку:
- поведенческого состояния;
- коммуникабельности;
- мышечного тонуса;
- спонтанной двигательной активности;
- безусловных рефлексов;
- исследование функций черепных нервов, сухожильных рефлексов;
- выявление возможного источника болевых ощущений;
- исследование координации движений;
- анализ функции чувствительных анализаторов;
- исследование вегетативной нервной системы.
Как понять что у ребенка неврологические проблемы?
Симптомы неврологических нарушений у детей и новорожденных:
- повышенная возбудимость с тремором конечностей и подбородка;
- частые и обильные срыгивания;
- двигательные расстройства;
- нарушения сна;
- повышение мышечного тонуса;
- дисфункция регуляции внутричерепного давления.
Кроме того, могут наблюдаться симптомы перинатальной вегетативной дисфункции:
- эпизодические судороги;
- мраморность кожи;
- постоянно влажные, холодные конечности;
- метеолабильность (то есть повышенная чувствительность к смене климата).
Каждому родителю необходимо знать, что при появлении даже одного такого «тревожного звоночка» следует немедленно нести малыша на прием к детскому неврологу. Невнимательное отношение к патологическим процессам, затрагивающим ЦНС (центральную нервную систему), чревато появлением различных серьезных нарушений:
- гиперактивности;
- психоэмоциональной неустойчивости;
- развитию «дефицита внимания»;
- задержке психического, психомоторного и речевого развития;
- нарушению речи, внимания, памяти.
Ребенка с патологией ЦНС следует целенаправленно организовывать и развивать, пока нарушения полностью не исчезнут.
Основные показатели нервно-психического развития детей первого года жизни
К 1-му месяцу:
- первая улыбка в ответ на разговор взрослого;
- пытается поднимать и удерживать голову, лежа на животе.
Ко 2-му месяцу:
- рассматривает висящие над ним игрушки, следит за движущейся
- перед глазами игрушкой;
- быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.
К 3-му месяцу:
- появляется «комплекс оживления» — улыбка, оживленные движения рук и ног, звуки в ответ на разговор взрослого;
- лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и хорошо удерживает голову;
- хорошо удерживает голову в вертикальном положении;
- поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
К 4-му месяцу:
- поворачивает голову к источнику звука;
- во время бодрствования часто проявляется «комплекс оживления», громко смеется, когда с ним заигрывают;
- рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки.
К 5-му месяцу:
- отличает близких от чужих людей;
- подолгу певуче гулит;
- берет игрушку, которую держат у него над грудью, удерживает ее;
- долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони
- выпрямленных рук;
- ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
К 6-му месяцу:
- начинает произносить отдельные слоги;
- свободно берет погремушку из разных положений;
- переворачивается с живота на спину;
- начинает ползать;
- хорошо ест с ложки.
К 7-му месяцу:
- повторно произносит одни и те же слоги;
- на вопрос: «Где?» («часы», «огонек» и др.) ищет и находит взором
- предмет;
- хорошо и много ползает.
К 8-му месяцу:
- по просьбе взрослого выполняет разученные движения, например,
- «Дай ручку», «До свидания», «Ладушки»;
- игрушками может заниматься долго;
- садится и ложится из сидячего положения;
- придерживаясь руками, сам встает, стоит и опускается, переступает;
- пьет из чашки, которую держит взрослый.
К 9-му месяцу:
- на вопрос «Где?» отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их месторасположения;
- знает свое имя — оборачивается на зов;
- с предметами действует по-разному в зависимости от их свойств —
- катит шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку;
- переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за
- них руками;
- хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.
К 10-му месяцу:
- повторяет за взрослым разнообразные звуки и слоги;
- по просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку («Дай мяч», «Дай лялю»);
- проделывает разученные действия с предметами (вынимает, вкладывает, открывает, закрывает и др.).
К 11-му месяцу:
- употребляет первые слова-обозначения («Ав-ав», «кис-кис», «Дай»
- и др.);
- овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один
- кубик на другой, снимает со стержня и надевает на него свободно снимающиеся кольца;
- стоит самостоятельно.
К 12-му месяцу:
- легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов;
- самостоятельно ходит;
- самостоятельно пьет из чашки.
Детский невролог в Саратове
Пройти неврологическое обследование новорожденных в Саратове можно в Первом детском медицинском центре.
В нашем Центре по рекомендации детского невролога проводится целый комплекс нейрофизиологических исследований:
- нейросонография (НСГ, УЗИ головного мозга),
- ЭХО-энцефалография (Эхо-ЭГ)
- реоэнцефалография (РЭГ)
- электроэнцефалография (ЭЭГ)
- дуплексное сканирование сосудов головы и шеи (УЗДГ)
По результатам обследования вам будет предложена программа медикаментозного и реабилитационного лечения.
Прием детского невролога осуществляется по предварительной записи по телефону (8452) 244-000.