Задержка речевого развития у детей (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) является частой причиной обращения родителей к неврологу. Темпы развития речи у каждого ребенка индивидуальны, часто связаны с генетической предрасположенностью к речевому толчку, зависят от перенесенной гипоксии в раннем возрасте и привязаны к социальному развитию малыша.

Причины задержки речевого развития

В большинстве случаев, задержка речевого развития определяется уже до 4-х лет, так как можно к этому возрасту можно наблюдать существенное отставание для данного возраста от речевой нормы. Причинами могут быть:

  1. Различные патологии внутриутробного развития: гипоксия плода, асфиксия, родовые травмы, недоношенность, повышенное внутричерепное давление у ребенка, наследственная предрасположенность, психические расстройства, заболевания ЦНС (центральной нервной системы) и другое;
  2. Инфекционные заболевания, перенесенные в первые годы жизни детей, недоразвитость мускулов рта и лица;
  3. Социальные факторы: психосоциальная депривация (лишение родительского внимания), гиперопека.

Симптомы ЗРР у детей

Cредние сроки становления речевой функции у детей приблизительно одинаковы. В возрасте 7-9 месяцев у младенца появляются неосознанные слоги (лепет), которые должны трансформироваться в осознанную речь (несколько слов) к 1 году. В 2 года словарный запас ребенка составляет 50-100 слов, появляются первые словосочетания из 2-3 слов. В 3 года объем слов нарастает до 250-300. В этом возрасте формируется фразовая речь из 5-6 слов, малыш может пересказать простой стишок. В дальнейшем формируется словарный запас, сохраняющийся на протяжении всей жизни. На базе речи начинают формироваться более сложные функции мозга - пересказ, письмо, чтение, необходимые в дальнейшей жизни человека.

При нарушении функции центра моторной речи ребенок все понимает, но не говорит, общается жестами, малым набором слов. Наблюдая за ребенком, важно учитывать как он взаимодействует со взрослым - выполняет просьбы, понимает нашу речь. Уже в возрасте 9-10 месяцев малыш по просьбе взрослого играет в «ладушки», танцует, машет «до свидания» и так далее. В 1 год он уже может показать части тела (глаза, нос, уши), знает домашних животных (кошку, собаку), пытается их озвучивать. Этому способствует развитие центра сенсорной речи (центр понимания речи) коры головного мозга.

В речевом развитии оба центра тесно связаны между собой и отражают психические функции организма. При поражении сенсорного центра речи нарушается коммуникация между ребенком и взрослым. Он может не понимать или частично понимать обращенную речь. Ввиду этого страдает выполнение поручений и просьб, вышеуказанные навыки ребенок не может продемонстрировать или выполняет ограниченно. Поражение одновременно 2х центров является признаком более грубого поражения головного мозга и требует углубленного дообследования для выяснения причин нарушений. Здесь, помимо неврологического обследования, необходимо привлечение смежных специалистов - психиатра, сурдолога, генетика.

Поставили диагноз ЗРР. Что делать?

Лечение задержки речевого развития у детей комплексное и включает в себя:

  1. Логопедическую помощь;
  2. Лекарственные препараты, стимулирующие центры речи и другие отделы мозга (центр чтения, письма, счета и др.);
  3. Массаж воротниковой зоны.

Коррекция задержки речевого развития включает также развитие тонкой мелкой моторики рук, так как данный центр анатомически расположен рядом с центром речи, и сложные движения пальцев рук приводят к распространению возбуждения в коре головного мозга от двигательного центра пальцев рук к центру моторной речи.

Лечебные курсы часто проводятся в несколько этапов в течение 1-1.5-2 лет в зависимости от глубины речевых расстройств. В большинстве случаев прогноз благоприятен.

Записаться к неврологу
Первый детский медицинский центр
Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях:

^Наверх