Нарушение голоса — группа речевых расстройств, проявляющаяся в полном или частичном отсутствии фонации, вызванная патологическим состоянием органов голосообразования. Данная речевая патология чаще всего встречается следующих групп лиц:
- люди, профессия которых предполагает большую речевую нагрузку;
- подростки в пубертатном периоде;
- взрослые и дети с наличием различных речевых нарушений (ринолалия, алалия, афазия и пр.).
Данная речевая патология относится к медико-социальным проблемам, поэтому диагностика и коррекционная работа при нарушении голоса предполагает участие отоларинголога, невролога, психолога и логопеда.
По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:
1. Функциональные нарушения голоса. В данном случае речь идет об изменении функций голосового аппарата, при отсутствии каких-либо органических нарушений. Такого рода голосовые расстройства, в свою очередь, разделяются на:
- центральные (имеющие психогенное происхождение и являющиеся преимущественно результатом психотравмы);
- периферические (связаны с перенапряжением голосовых связок).
2. Органические нарушения голоса, которые также делятся на:
- центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
- периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).
В общих чертах, проблемы голоса обычно описывают как нарушение тембра или высоты голоса, проблемы с громкостью и резонансом.
Нарушение голоса у детей
Развитие и изменение голоса у детей тесным образом связано с изменениями и ростом всего организма, а также с развитием артикуляционного и дыхательного аппарата. Можно сказать, что развитие голоса неотделимо от развития речи в целом, поэтому специалисты рассматривают, в первую очередь, именно речевые нарушения голоса. Вне речи возможны лишь элементарные проявления голоса: крик, кашель, смех.
Рассмотрим возможные причины возникновения голосовых нарушений. Центральные органические нарушения голоса могут быть вызваны параличами и парезами голосовых связок. Нередко нарушения подобного рода можно встретить у детей с ДЦП.
Периферические органические нарушения могут быть вызваны различного рода воспалениями, а также такими заболеваниями как:
- хронический ларингит;
- ожог (травма) гортани;
- периферические парезы и параличи;
- «певческие узелки»;
- опухоль гортани;
- послеоперационные рубцы и стенозы гортани.
Отличительной чертой функциональных голосовых нарушений является некорректная работа голосового аппарата на фоне отсутствия каких-либо органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса вызваны, как правило, какой-либо психотравмой, поэтому специалисты выделяют так называемую «психогенную афонию».
Функциональные периферические нарушения голоса, как правило, обусловлены повышенными голосовыми нагрузками. Кроме того, нередко подобного рода нарушения возникают в следствии респираторных заболеваний, при условии, что ребенок не соблюдал голосовой режим.
Нарушение звукопроизношения и тембра голоса
Для оценки детского голоса используется терминология и педагогической, и медицинской классификаций, однако они не охватывают всю специфику нарушений детского голоса. Выделяют афонии - полное отсутствие голоса или дисфонии - изменения тембра голоса за счет добавочных призвуков. Данная классификация не учитывает специфики нарушений голоса у детей и не отражает всех аспектов голосовых проблем.
Согласно медико-педагогической классификации все нарушения голоса сгруппированы по акустическому принципу на изменения:
1. резонанса (гипо- и гиперназальность);
2. высоты основного тона;
3. силы голоса;
4. тембра голоса (осиплость или охриплость), которые в свою очередь разделить по:
- длительности (кратковременные, стойкие);
- степени выраженности (афонии, дисфонии);
- характеру нарушения (физиологические и патологические, последние - функциональные и органические).
Важным фактором у детей является и возрастной критерий нормы. Нельзя не учитывать фактора формирования и развития голоса ребенка.
Коррекция нарушения голоса
Первый шаг при нарушении голоса — обследование. Установить причины речевой патологии помогут такие специалисты, как: отоларинголог, фониатр, невролог. Далее логопед исследует основные характеристики голоса.
В логопедическое обследование входит:
- оценка анамнеза;
- исследование особенностей голоса ребенка;
- анализ характера голосообразования;
- анализ темпо-ритмических и интонационных характеристик речи;
- оценку физиологического и фонационного дыхания;
- определение времени максимальной фонации.
Методика коррекции нарушений голоса зависит от причин появления дефектов, а также характера речевого расстройства. При функциональных нарушениях голоса в целях коррекции применяют массаж передней поверхности шеи, лечебную физкультуру, физиотерапию, а также даются рекомендации по соблюдению голосового режима.
При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия. В некоторых случаях (по показаниям) назначается хирургическое лечение ЛОР-патологии.
Работу с логопедом рекомендуется начинать как можно раньше, это поможет добиться лучших результатов, предупредить фиксацию речевых дефектов, а также не позволит развиться невротическим реакциям.
Основные направления работы по коррекции речевых нарушений:
- психотерапия;
- коррекция дыхания;
- логопедические занятия.
Работа с логопедом включают в себя:
- дыхательную и артикуляционную гимнастику;
- фонопедические упражнения;
- логопедический массаж;
- занятия, направленные на автоматизацию достигнутых навыков.
Положительная динамика по коррекции нарушений голоса заметна уже спустя 2-4 месяца занятий с логопедом. Обращаем Ваше внимание на то, что для успешного закрепления достигнутых результатов необходимо соблюдать все рекомендации логопеда и заниматься с ребенком дома.
Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь!Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!
Первый детский медицинский центр
Здоровье детей – спокойствие родителей!
Поделиться в соцсетях: